News

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

Успешно развивать креативный рынок в цифровом пространстве и защищать права пользователей в нем можно только при всестороннем взаимодействии ведомств, учреждений, профильных сообществ и бизнеса. К такому выводу пришли эксперты пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные в цифре». Дискуссия прошла на полях международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content 26 апреля в Технопарке «Сколково».

В планах Минкультуры России — создать единую автоматизированную систему сведений для театров и музеев по примеру ЕАИС Фонда кино.

«Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах показала свою эффективность. У нас возникла идея подобного рода электронной отчетности по музеям и театрам. Мы могли бы вместе с профессиональным сообществом подумать над ее разработкой», — сказала министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова на пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные «в цифре».

По ее словам, важно обеспечить прозрачность работы учреждений, которая также будет способствовать и защите интеллектуальной собственности. Разработку новой системы ведомство должно обсуждать с учреждениями культуры, профессиональным сообществом и всеми заинтересованными сторонами, включая и бизнес-сообщество.

Повышая доступность легального контента, необходимо не забывать о том, что цифровая трансформация пока что произошла не во всех креативных индустриях. Так, во время пандемии изменения коснулись музейной отрасли, которая в нашей стране традиционно отвечает за популяризацию культурного наследия. Теперь музеи — это не архаичные учреждения, стремящиеся заигрывать с посетителями, а площадки, которые успевают двигаться в ногу со временем. Интересно, что даже камерные музеи сегодня бьются за присутствие «в цифре».

Глава Минкультуры России также отметила, что пандемия изменила отношение профессионального сообщества к «цифре». «Цифровизация сферы культуры позволила в период самоизоляции приобщиться самым разным людям, из разных социальных слоев, разных возрастных групп к сфере культуры, по-иному провести самоизоляцию. Мне кажется, после этого отношение к «цифре» поменялось даже у тех людей, которые относились к этому направлению негативно», — подчеркнула она.

Задолго до появления TikTok успешным креативным бизнесом были телефонные справочники, а теперь о них все забыли, напомнил председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Судьбу справочников многие пророчили театрам: предполагалось, что они могут кануть в Лету под натиском кинематографа, но этого не произошло. Единовременное развитие индустрий дало понять, что от исчезновения можно уберечь любой креативный контент, если четко определить его правовой статус, а также ослабить нарастающее противоречие между быстро меняющимися способами использования результатов интеллектуальной деятельности в цифровой форме и законодательством.

«Сегодня, как и в прошлом, одно из главных свойств контента заключается в возможности распространять его среди большого количества людей. Для этого в нашей стране есть достаточно качественная законодательная база, а также цифровые платформы».

В обществе постепенно формируется представление о том, что для использования интеллектуальной собственности необходимо разрешение авторов и правообладателей. При этом питательной средой для развития легального контента становятся технологии и законодательство, добавил Игорь Дроздов. По его мнению, в нашей стране есть достаточно качественная законодательная база, а цифровые платформы для защиты, дистрибуции и монетизации контента развиваются на достойном уровне.

Вместе с тем важно аккуратно подходить к вопросам регулирования креативных отраслей, поскольку они находятся в «мейнстриме» и особенно чувствительны к различного рода формализациям. «Важна роль государства как судьи, который видит проблематику и направляет участников процесса. Но, наверное, здесь важно именно направлять, а не жестко строить», — считает президент Ассоциации IPChain, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. — С другой стороны, когда государство подталкивает участников рынка к секторальным сделкам, которые обеспечивают нормальный баланс интересов, это хорошо и правильно, а главное, такой подход показывает свою эффективность».

Креативные индустрии сочетают в себе творчество и новые технологии. Если убрать одну из этих составляющих, то мы окажемся либо в сфере традиционной культуры, либо исключительно «в цифре». Получается, что эта сфера призвана объединить в себе все самые современные решения. Решить эту задачу поможет Концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки, которую Минкультуры разработало совместно с экспертным сообществом и заинтересованными сторонами и недавно представило на рассмотрение правительству РФ. Как пояснила директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова, это первый документ, регламентирующий терминологию и подходы в области креативных индустрий. Еще в прошлом году у творческого бизнеса не было единого терминологического ряда, из-за чего все путали арт-резиденции с кластерами. «Концепция нас объединила, и теперь мы знаем, что к креативным индустриям относится минимум 14 отраслей. После ее принятия наступит второй этап мы разработаем меры поддержки креативных отраслей и определим принципы межведомственного взаимодействия для развития творческого бизнеса. В этом плане проведение IPQuorum, фиксированного на теме IP в креативных индустриях, является важным этапом развития креативной повестки в России, которая будет масштабирована и углублена в рамках главного для нас события Российской креативной недели», — пояснила Марина Абрамова.

Также Концепция уделяет большое внимание региональному аспекту развития креативных индустрий, подчеркнула министр культуры республики Татарстан Аирада Аюпова. Во-первых, он призван сформировать среду доверия для творческих предпринимателей. Строго говоря, создать условия абсолютной открытости и прозрачности, при которых креативный бизнес будет замотивирован обращаться за поддержкой к власти. Во-вторых, опираясь на Концепцию, следует системно повышать уважение к результатам интеллектуальной деятельности. Также министр культуры одного из самых инновационных регионов страны призвала активно использовать инструменты защиты интеллектуальных прав, в частности цифровые сервисы депонирования.

Депонирование — это серьезный инструмент обеспечения доказательств на тот случай, когда имеет место спор о праве или его нарушение. По словам Андрея Кричевского, этот инструмент, в частности депонирование объектов IP в сервисе n'RIS, помогает существенно снизить расходы на защиту интеллектуальных прав.

Организаторы Форума — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступают Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума — холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия — Первое музыкальное.

Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content — ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» — главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Дополнительная информация

Фонд «Сколково» — некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда — поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности.

Ассоциация IPChain создана в 2017 году Фондом «Сколково», Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российским авторским обществом (РАО), Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), Банком «Новый век».

Партнерами Ассоциации и непосредственными участниками проекта IPChain выступают Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федеральный институт промышленной собственности.

Основная цель Ассоциации IPChain — формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде.

IPQuorum — коммуникационный бренд — создан Ассоциацией IPChain и Евразийской конфедерацией обществ правообладателей с целью организации постоянно действующих международных коммуникационных площадок для диалога с мировым сообществом по вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики.

IPQuorum — трансграничная коммуникационная сеть, которая связывает участников мирового рынка интеллектуальной собственности, представителей творческих индустрий, отраслевых новаторов, экспертов-визионеров, венчурных инвесторов, национальных и международных регуляторов.

Под брендом IPQuorum на ежегодной основе проводится серия мероприятий в России и за рубежом, комплекс выставок, конференций, дискуссий, презентаций и бизнес-сессий, призванный стать драйвером качественных изменений глобального рынка интеллектуальной собственности, развития сфер изящных (beaux-arts) и промышленных искусств (arts industriels) как полноправных субъектов цифровой экономики.

Работа всех коммуникационных площадок IPQuorum направлена на поиск прикладных инфраструктурных и системообразующих решений для инновационного развития сферы интеллектуальной собственности.

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020