Новости

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

Успешно развивать креативный рынок в цифровом пространстве и защищать права пользователей в нем можно только при всестороннем взаимодействии ведомств, учреждений, профильных сообществ и бизнеса. К такому выводу пришли эксперты пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные в цифре». Дискуссия прошла на полях международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content 26 апреля в Технопарке «Сколково».

В планах Минкультуры России — создать единую автоматизированную систему сведений для театров и музеев по примеру ЕАИС Фонда кино.

«Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах показала свою эффективность. У нас возникла идея подобного рода электронной отчетности по музеям и театрам. Мы могли бы вместе с профессиональным сообществом подумать над ее разработкой», — сказала министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова на пленарной сессии «Интеллектуальные права на объекты, созданные «в цифре».

По ее словам, важно обеспечить прозрачность работы учреждений, которая также будет способствовать и защите интеллектуальной собственности. Разработку новой системы ведомство должно обсуждать с учреждениями культуры, профессиональным сообществом и всеми заинтересованными сторонами, включая и бизнес-сообщество.

Повышая доступность легального контента, необходимо не забывать о том, что цифровая трансформация пока что произошла не во всех креативных индустриях. Так, во время пандемии изменения коснулись музейной отрасли, которая в нашей стране традиционно отвечает за популяризацию культурного наследия. Теперь музеи — это не архаичные учреждения, стремящиеся заигрывать с посетителями, а площадки, которые успевают двигаться в ногу со временем. Интересно, что даже камерные музеи сегодня бьются за присутствие «в цифре».

Глава Минкультуры России также отметила, что пандемия изменила отношение профессионального сообщества к «цифре». «Цифровизация сферы культуры позволила в период самоизоляции приобщиться самым разным людям, из разных социальных слоев, разных возрастных групп к сфере культуры, по-иному провести самоизоляцию. Мне кажется, после этого отношение к «цифре» поменялось даже у тех людей, которые относились к этому направлению негативно», — подчеркнула она.

Задолго до появления TikTok успешным креативным бизнесом были телефонные справочники, а теперь о них все забыли, напомнил председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Судьбу справочников многие пророчили театрам: предполагалось, что они могут кануть в Лету под натиском кинематографа, но этого не произошло. Единовременное развитие индустрий дало понять, что от исчезновения можно уберечь любой креативный контент, если четко определить его правовой статус, а также ослабить нарастающее противоречие между быстро меняющимися способами использования результатов интеллектуальной деятельности в цифровой форме и законодательством.

«Сегодня, как и в прошлом, одно из главных свойств контента заключается в возможности распространять его среди большого количества людей. Для этого в нашей стране есть достаточно качественная законодательная база, а также цифровые платформы».

В обществе постепенно формируется представление о том, что для использования интеллектуальной собственности необходимо разрешение авторов и правообладателей. При этом питательной средой для развития легального контента становятся технологии и законодательство, добавил Игорь Дроздов. По его мнению, в нашей стране есть достаточно качественная законодательная база, а цифровые платформы для защиты, дистрибуции и монетизации контента развиваются на достойном уровне.

Вместе с тем важно аккуратно подходить к вопросам регулирования креативных отраслей, поскольку они находятся в «мейнстриме» и особенно чувствительны к различного рода формализациям. «Важна роль государства как судьи, который видит проблематику и направляет участников процесса. Но, наверное, здесь важно именно направлять, а не жестко строить», — считает президент Ассоциации IPChain, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. — С другой стороны, когда государство подталкивает участников рынка к секторальным сделкам, которые обеспечивают нормальный баланс интересов, это хорошо и правильно, а главное, такой подход показывает свою эффективность».

Креативные индустрии сочетают в себе творчество и новые технологии. Если убрать одну из этих составляющих, то мы окажемся либо в сфере традиционной культуры, либо исключительно «в цифре». Получается, что эта сфера призвана объединить в себе все самые современные решения. Решить эту задачу поможет Концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки, которую Минкультуры разработало совместно с экспертным сообществом и заинтересованными сторонами и недавно представило на рассмотрение правительству РФ. Как пояснила директор ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова, это первый документ, регламентирующий терминологию и подходы в области креативных индустрий. Еще в прошлом году у творческого бизнеса не было единого терминологического ряда, из-за чего все путали арт-резиденции с кластерами. «Концепция нас объединила, и теперь мы знаем, что к креативным индустриям относится минимум 14 отраслей. После ее принятия наступит второй этап мы разработаем меры поддержки креативных отраслей и определим принципы межведомственного взаимодействия для развития творческого бизнеса. В этом плане проведение IPQuorum, фиксированного на теме IP в креативных индустриях, является важным этапом развития креативной повестки в России, которая будет масштабирована и углублена в рамках главного для нас события Российской креативной недели», — пояснила Марина Абрамова.

Также Концепция уделяет большое внимание региональному аспекту развития креативных индустрий, подчеркнула министр культуры республики Татарстан Аирада Аюпова. Во-первых, он призван сформировать среду доверия для творческих предпринимателей. Строго говоря, создать условия абсолютной открытости и прозрачности, при которых креативный бизнес будет замотивирован обращаться за поддержкой к власти. Во-вторых, опираясь на Концепцию, следует системно повышать уважение к результатам интеллектуальной деятельности. Также министр культуры одного из самых инновационных регионов страны призвала активно использовать инструменты защиты интеллектуальных прав, в частности цифровые сервисы депонирования.

Депонирование — это серьезный инструмент обеспечения доказательств на тот случай, когда имеет место спор о праве или его нарушение. По словам Андрея Кричевского, этот инструмент, в частности депонирование объектов IP в сервисе n'RIS, помогает существенно снизить расходы на защиту интеллектуальных прав.

Организаторы Форума — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступают Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума — холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия — Первое музыкальное.

Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content — ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» — главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Дополнительная информация

Фонд «Сколково» — некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда — поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности.

Ассоциация IPChain создана в 2017 году Фондом «Сколково», Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российским авторским обществом (РАО), Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), Банком «Новый век».

Партнерами Ассоциации и непосредственными участниками проекта IPChain выступают Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федеральный институт промышленной собственности.

Основная цель Ассоциации IPChain — формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде.

IPQuorum — коммуникационный бренд — создан Ассоциацией IPChain и Евразийской конфедерацией обществ правообладателей с целью организации постоянно действующих международных коммуникационных площадок для диалога с мировым сообществом по вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики.

IPQuorum — трансграничная коммуникационная сеть, которая связывает участников мирового рынка интеллектуальной собственности, представителей творческих индустрий, отраслевых новаторов, экспертов-визионеров, венчурных инвесторов, национальных и международных регуляторов.

Под брендом IPQuorum на ежегодной основе проводится серия мероприятий в России и за рубежом, комплекс выставок, конференций, дискуссий, презентаций и бизнес-сессий, призванный стать драйвером качественных изменений глобального рынка интеллектуальной собственности, развития сфер изящных (beaux-arts) и промышленных искусств (arts industriels) как полноправных субъектов цифровой экономики.

Работа всех коммуникационных площадок IPQuorum направлена на поиск прикладных инфраструктурных и системообразующих решений для инновационного развития сферы интеллектуальной собственности.

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Методология круче контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году