Новости

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

Тема российского анимационного кино давно не сводится к скандалам вокруг авторских прав на персонажей классических советских мультфильмов. Современная анимация — важная точка роста креативных индустрий. Ключевую роль в возрождении отрасли играет «Союзмультфильм». Спикер IPQuorum 2021 и председателем правления знаменитой студии Юлияна Слащева в интервью Forbes о взаимосвязи мультфильмов и компьютерных игр, прорывных технологиях в мультипликации, а также о правовой охране медиапродуктов нового типа.

— До пандемии Вы говорили, что рынок российской анимации ежегодно растет на 20%. Изменились ли его темпы роста, как сейчас оценивается его объем?

— Конечно, ограничительные меры, связанные с пандемией, повлияли на нашу отрасль, однако анимации в этих условиях «повезло» гораздо больше, чем кино, поскольку большинство видов работ здесь можно производить удаленно. Поэтому, например, у «Союзмультфильма» все запланированные эпизоды сериальных проектов вышли на экраны в 2020 году согласно плану, параллельно с этим продолжилась работа над полнометражными и короткометражными картинами. С другой стороны, естественно, в структуру прибыли компании были внесены коррективы: при общем снижении поступления средств от продажи лицензий вместе с ростом онлайн-видеосервисов увеличились доходы от реализации медиаправ, что позволило нам покрыть выпадающие расходы.

В целом российский рынок анимации пока еще не так велик: его объем, по данным на 2019 год, составлял порядка 13 млрд рублей, и в 2020 году он остался примерно на том же уровне, что немаловажно с учетом последствий пандемии. Однако при этом отечественная анимационная отрасль продолжает демонстрировать бурный рост, увеличиваясь в процентном соотношении гораздо стремительней, чем рынки Европы или даже США. Знаковым моментом был приход в индустрию крупнейших инвесторов, таких как, например, компания «Сбер», которая заключила стратегическое соглашение с киностудией «Союзмультфильм». Это значит, что бизнес увидел в отрасли широкие возможности и перспективы. Согласно экспертным прогнозам, в ближайшие годы Россия должна войти в десятку мировых анимационных держав.

— По Вашим расчетам, в каких направлениях российская индустрия анимации будет двигаться ближайшие два года? Насколько важно кросс-индустриальное развитие для этой сферы?

— Появление и бурное развитие в последние годы digital-среды, онлайн- и офлайн-технологий дополненной реальности органическим образом спровоцировало слияние различных индустрий. При этом на разных этапах своего развития каждая их них может катализировать развитие другой. Яркий пример — взаимодействие анимационной отрасли и индустрии компьютерных игр, которые становятся все более сложными с точки зрения визуального языка и степени проработанности внутренних вселенных. Порой качественно сделанная компьютерная игра может быть сравнима с художественным произведением. В то же время технологии, которые наработала индустрия игр, находят свое применение при производстве анимации. Так, например, на «Союзмультфильме» при создании мультсериала «Тайны медовой долины» применяется движок, разработанный для компьютерных игр.

Медиатехнологии приходят сейчас во многие сферы искусства, а также в образование, индустрию развлечений. Этот процесс формирует различные гибридные форматы, однако какие конкретно из этих трендов зададут вектор развития в ближайшие годы, определить пока сложно. При этом с уверенностью можно сказать, что анимация сегодня — это не только часть культурной сферы: ее элементы становятся частью нашей повседневности, актуального языка коммуникации. Она действительно востребована многими индустриями, поскольку с помощью языка образов можно гораздо быстрее и точнее передавать информацию. Я думаю, в ближайшие годы нас ждет множество экспериментальных форматов, и мы на «Союзмультфильме» открыты для коллабораций и новых проектов. Наша команда готова не только следовать трендам, но и задавать их.

— На чем зарабатывают российские анимационные студии? Продажа лицензий, телеправа, доходы от стриминга и так далее — что является главной статьей дохода?

— Традиционно основную часть дохода составляет реализация лицензий на анимационные фильмы и персонажей. Вместе с тем бурный рост видеосервисов в последние годы спровоцировал увеличение доходов от реализации медиаправ. Одновременно с этим крупные медиахолдинги заинтересованы в создании собственного контента, который все более персонализируется под конкретные целевые группы. Поэтому многие компании сейчас активно вкладывают средства в производство уникальных медиапродуктов: уже сегодня у каждого нашего сериального проекта есть свой инвестор.

— На международном форуме IPQuorum 2021: Tech for Content*, который пройдет при поддержке «Союзмультфильма» 26–27 апреля, представители креативного рынка, государственных структур и бизнеса обсудят новые технологии для создания, дистрибуции и монетизации контента. Какие из этих тем наиболее актуальны для российской индустрии анимации?

— Мне кажется важным в ходе Форума оценить текущее состояние рынка и возможные направления его движения в ближайшие годы. Создание сложных медиаформатов, очевидно, потребует совершенно новых механизмов закрепления их правового статуса и охраны интеллектуальной собственности. Это крайне важно для креативных индустрий, которые до сих пор несут значительный урон от пиратской деятельности. Именно эти механизмы позволят в перспективе обнаружить и новые инструменты монетизации и дистрибуции.

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году