Новости

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

IPQuorum 2021: Tech for Content посвятил деятельности музеев три сессии — «Музеи в цифровую эпоху», «Искусство. Цифра. Искусство» и «Если автор неизвестен». Эксперты обсудили юридические и экономические факторы, которые помогают цифровизации отрасли или, наоборот, создают препятствия при переходе в онлайн.

Среди приоритетных тем - как современные музеи могут превратиться из «хранителей» музейных ценностей в обладателей экономически выгодных интеллектуальных прав и как этому может ли помочь в этом государственная власть.

Начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева привела в пример проект Министерства культуры, благодаря которому музеи смогут разместить сведения о своих экспозициях, а Министерство поможет продвижению материалов в аудиовизуальном формате. «.. это витрина — и те, у кого возникает потребность получения изображения, должны точно понимать, в каком из музеев оно находится и обращаться к музею напрямую».

По данным Минкульта, к 2020 году Госкаталог музейного фонда РФ включает в себя более 16 миллионов описаний объектов музейных фондов. Вместе с тем, даже каталогизация, не говоря о качественных цифровых копиях объектов – непростая задача с точки зрения обеспечения технологиями и кадрами. Не могут похвастаться завершенными результатами даже крупные государственные музеи, имеющие технику и обученный штат.

Андрей Воробьев, заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Минкультуры России, сравнил ситуацию с созданием цифровых копий в отрасли с марафоном. «Все его участники оказались в разных условиях: одни только подходили к стадиону, другие долго пили чай, а кто-то давно бежал и не понимал, почему так поздно пригласили остальных».

 Модератор встречи, вице-президент российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ Россия) Сергей Богатырев поднял закономерный вопрос — что реально сегодня поможет малым музеям — краеведческим, региональным - которые не обладают целевыми ресурсами под цифровизацию?

Заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Наталья Чечель подтвердила осведомленность государства о наличие проблемы и попытках его решения в специальных программах поддержки, таких, как федеральный проект «Цифровая культура» или программа поддержки региональных музеев в рамках которой, министерство бесплатно предоставляет одно рабочее место по автоматизации учетно-хранительской деятельности для муниципальных музеев. Однако каталогизация и описание объектов музейного хранения – это лишь часть проблемы. Другая – возможность использования цифровых копий объектов  музейного хранения для создания современных продуктов. В этом заинтересовано все креативное сообщество, а Минцифры даже намерено субсидировать использование историко-культурного наследия производителями компьютерных игр. 

Решению этой проблемы - коммерческого использования музейных объектов мог бы способствовать диалог между музейными работниками и специалистами в сфере legaltech. И это еще один пример необходимой широкой коллаборации в интересах креативных индустрий. По мнению юриста Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» Виталия Илларионова, музеи нуждаются не просто в создании цифрового реестра, а в ИТ-ресурсе, который позволит четко понимать, какие музейные объекты могут использоваться без ограничений, а для каких потребуется особое разрешение: «Возможно, при получении объекта в музейную коллекцию, стоит сразу же «очищать» права, поскольку как минимум цифровое использование в интернете неизбежно».

Широкое распространение цифровых технологий не только добавляет новые возможности работы музеев с предпринимательским сектором. Меняется и подход в работе с аудиторией.

Владимир Определенов, заместитель директора по цифровому развитию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ заметил, что специалисты свыклись с тем, что разделение посетителей и объектов на виртуальные и реальные абсолютно не продуктивно при проведении лекций или экскурсий. «Ключ нашей новой философии заключается в том, что к этим, казалось бы, противоположным сферам бытия нужно относиться с равным уважением и равным вниманием».

Одним из успешных кейсов поделился руководитель отдела информационно-технического обеспечения и связи музея-заповедника «Царицыно» Алексей Лизунов. Огромную территорию музея непросто оцифровать, учитывая тот факт, что посетители приезжают в парк прежде всего чтобы насладиться природой. И всё же, несмотря на масштабы Царицыно теперь имеет онлайн-представительство с полной цифровой копией музея-заповедника. Знаковым стал проект «Царицыно в Майнкрафт». На основе проекта музей провел около двадцати различных онлайн-лекций.

Участники сессии были единодушны в том, что цифровые технологии не просто раширяют возможности музеев, но и придют им новый образ - хранители истории и культурных традиций становятся перспективными игроками рыночной экономики. Однако полностью освоить эту роль можно только при реализации проектов, основанных на коллаборации с другими креативными индустриями.

Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступили Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.

Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году