Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ
Новости
17 мая 2021
Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?
Применение инновационных технологий в кинопроизводстве и его влияние на киноиндустрию в целом стало одной из ключевых тем первого дня международного форума креативных лидеров и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content, который 26-27 апреля прошел в Технопарке Инновационного центра «Сколково». Этому были посвящены дискуссии «На экране возможно все» и «Один в поле воин: кинематографист новой формации».
В последние годы использование новых технологий в кино воспринимается как тренд, способствующий развитию выразительных средств и формирующий более доступный для зрителя киноязык. С другой стороны, это выглядит проблемой, из-за которой снижаются художественный уровень контента и реалистичность действия, картинка выглядит слишком условной, как в компьютерной игре, а также умирает множество традиционных кинопрофессий.
Один из самых скандальных кейсов использования технологий в производстве видео – рекламный ролик «Сбера», в которой с помощью дипфейк был воссоздан персонаж знаменитой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский. Это стало возможно благодаря работе компании Deepcake.io, создающей высокотехнологичные дипфейк-модели. По словам генерального директора Deepcake.io Марии Чмир, в ближайшее время будет создан видеоконтент, который удивит зрителей гораздо больше, чем Жорж Милославский: «Наша команда генерирует лица и фигуру людей так, что никто не видит отличия от оригинала. Сейчас мы разрабатываем способ создавать контент по фотографии и тексту, то есть стремимся создавать видео без съемок. Автор сможет управлять формированием контента только с помощью текста».
Действительно, в кино все начинается с текста, но часто фантазия сценариста противоречила техническим возможностям индустрии. Теперь цифровые технологии способны реализовать киносценарии, которые еще десять лет назад продюсеры отправляли на полку из-за сложности производства. Например, технология съемки на виртуальных декорациях позволила снять фильм «Сахаров. Две жизни», сюжет которого основан на жизни, работе и научных прогнозах выдающегося советского ученого Андрея Сахарова. Картина стала самым технологически сложным в производстве российским кинопроектом за последнее десятилетие.
Режиссер фильма Иван Проскуряков рассказал о нюансах его создания: Камера двигается, а виртуальная декорация подчиняется движению камеры, из-за чего создается ощущение реальности. Благодаря эффекту параллакса зритель как будто стоит на балконе и смотрит в другой мир, а не в экран проекции. Почему мы не использовали хромакей? Известный режиссер Вернер Херцог говорил, что актер должен почувствовать декорацию, как будто он в ней живет много лет. Наш Сахаров, которого играет актер Алексей Усольцев, знал, где лежит сковородка, откуда взять творог, где скрипит половица, откуда пролетает воздушный трамвай, в какой момент происходит взрыв водородной бомбы. Актёр всё это видел физически, и его игра была «контактной». На очках, на окнах, в бампере «черного воронка», в стакане воды отражался фон виртуальной декорации. Это выглядит невероятно правдоподобно. С хромакеем такого не добиться».
Технологии в кино в ближайшие пять лет будут развиваться в трех направлениях, считает Александр Ураксин, сооснователь компании parodist.ai, создавшей сервис клонирования голоса VeraVoice,: «Первое направление - технология speech-to-speech для перевода голоса актеров на другие языки. Например, Том Круз в своих картинах будет говорить своим голосом на разных языках – русском, китайском, благодаря чему не нужен будет перевод и дубляж. Второе – «воскрешение» персонажей в исполнении актеров, которые постарели или умерли. Самым заметным кейсом такой технологии является возвращение Люка Скайуокера в сериале «Мандалорец». Франшиза «Звездных войн» является самой дорогой в мире, поэтому продюсеры воскресят Лею Органу, Хана Соло и других. И наконец – трансформация кино в интерактивное медиа, которое позволит зрителю пообщаться с персонажем, который будет отвечать на вопросы с помощью искусственного интеллекта».
Все вышеназванные направления технологического развития киноиндустрии требуют государственного участия. Министерство культуры РФ готово поддерживать дальнейшее развитие технологий кинопроизводство, но не будет выделять его в отдельное направление кинематографа. По словам главы Департамента кинематографии Минкульта Светлана Максимченко отметила, что ведомство консервативно в этом вопросе: «Для нас важны не технологии, а истории. Как сказал один мой знакомый режиссер, сложно рассказать историю, когда зритель смотрит в одну сторону, а когда во все стороны – еще сложнее. К сожалению, иногда фильмы сделаны ради технологий, а не ради самой истории. Технологии не должны быть самоцелью. Мы будем рады технологиям, но для нас важно чтобы история дошла до зрителя».
Самые актуальные вопросы современной киноиндустрии: к чему приведет технологический прогресс в кино, развитие форматов VR/AR/XR, вертикального кино для смартфонов и формата скринлайф? По мнению режиссера, куратора Open Frame VR Award Георгия Молодцова, выступившего на IPQuorum 2021, новые технологии спасают кино, делают его более зрелищным и коммерчески выгодным. Но самый главный минус использования виртуальной и дополненной реальности при создании видеоконтента – это слабая сюжетная линия. «VR – это больше про эмоции, сторителлинг в VR-фильмах очень страдает. Именно поэтому создатели высокотехнологичного контента больше стараются оказать действие на психологию человека, на органы чувств, но никак не на его художественный вкус».
Участники двух сессий сошлись во мнении о том, что новые технологические решения должны повысить зрелищность контента, усилить художественные приемы, способные подарить больше впечатлений зрителю и реализовать самые смелые идеи сценаристов. Но при этом игрокам индустрии не стоит забывать о том, что инновационные решения необходимо использовать в первую очередь для развития кино как искусства, которое подарит людям новые неповторимые эмоции.
Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступают Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.
Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.
Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».
Дополнительная информация
Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда – поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности.
Ассоциация IPChain создана в 2017 году Фондом «Сколково», Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российским авторским обществом (РАО), Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), Банком «Новый век».
Партнерами Ассоциации и непосредственными участниками проекта IPChain выступают Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федеральный институт промышленной собственности.
Основная цель Ассоциации IPChain – формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде.
IPQuorum – коммуникационный бренд – создан Ассоциацией IPChain и Евразийской конфедерацией обществ правообладателей с целью организации постоянно действующих международных коммуникационных площадок для диалога с мировым сообществом по вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики.
IPQuorum – трансграничная коммуникационная сеть, которая связывает участников мирового рынка интеллектуальной собственности, представителей творческих индустрий, отраслевых новаторов, экспертов-визионеров, венчурных инвесторов, национальных и международных регуляторов.
Под брендом IPQuorum на ежегодной основе проводится серия мероприятий в России и за рубежом, комплекс выставок, конференций, дискуссий, презентаций и бизнес-сессий, призванный стать драйвером качественных изменений глобального рынка интеллектуальной собственности, развития сфер изящных (beaux-arts) и промышленных искусств (arts industriels) как полноправных субъектов цифровой экономики.
Работа всех коммуникационных площадок IPQuorum направлена на поиск прикладных инфраструктурных и системообразующих решений для инновационного развития сферы интеллектуальной собственности.