Новости

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

Получить кредит под залог интеллектуальной собственности в России — крайне сложная задача. Чтобы внедрить эту практику, необходимо повысить уровень правовой культуры в стране и создать условия, при которых банки и инвестор будут готовы работать с нематериальными активами. К такому выводу пришли эксперты пленарной сессии «Финансирование под залог IP. Инвестиции, кредиты, краудфандинг, краудлендинг». Дискуссия прошла на полях международного форума лидеров креативных индустрий и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content в Технопарке «Сколково». Модератором выступил директор по развитию издания Forbes Russia Дмитрий Озман.

Интеллектуальная собственность (ИС) — сложный предмет залога. Пока банки не научатся оценивать инвестиционную привлекательность различных активов, в том числе нематериальных, интеллектуальные права будут считаться активами с высоким риском. «Представим, что вы — обладатель интеллектуальных прав на творческий продукт. К примеру, на электроскутер. Как только появляется более интересное изобретение, более быстрый и энергоемкий электроскутер, вся конструкторская документация моментально приобретает нулевую стоимость. Чтобы изменить эту ситуацию, банки должны вернуть себе экспертную функцию оценщиков инвестиций. Выдавая кредит, им следует понимать, станет ли креативный продукт востребованным, сможет ли он зарабатывать и встроиться в рынок», — полагает президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев.

Сложность оценки интеллектуальной собственности как залогового актива отражается на настроениях инвесторов, которые не испытывают доверия к ним и не считают такие залоги качественным обеспечением. Инвесторы попросту не могут прогнозировать стоимость залога на продолжительное время, отметил председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi, генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин: «Если в качестве залога выступают права на музыкальный трек, то, как правило, сложно предугадать, будет ли он популярен через год. Композиция потеряла свою актуальность — соответственно, залог обесценился».

По мнению эксперта, преодолеть этот барьер поможет комплексная работа по созданию инструментария оценки ИС, прозрачных механизмов сбора статистики, способов монетизации контента.

Максимально объективно оценивать перспективность креативных продуктов призвана недавно созданная Лаборатория технологий Ассоциации IPChain. При помощи искусственного интеллекта IPChain Lab мониторит аудиовизуальный контент, изучает реакцию потребителей, чтобы как можно точнее спрогнозировать потенциал креативного продукта в долгосрочной перспективе. Как пояснил Александр Сухотин, инструменты оценки ИС помогут проанализировать залог, предоставить реальные аргументы, если он не является «скоропортящимся» и права на получение вознаграждения не утратят ценность в ближайшем будущем.

Второй основной сдерживающий фактор, мешающий активному инвестированию в IP-активы, связан с риском дефолта правообладателя, выступающего заемщиком. Если он окажется неспособен выполнять обязательства по кредиту, залог должен остаться в собственности инвестора. Однако даже профессиональные инвесторы не всегда знают, что делать с таким видом собственности. Как и банки, они не видят в музыкальных треках, дизайн-макетах, 3D-моделях или сценариях ликвидного актива. «Поэтому важно, чтобы на рынке появлялись инструменты для всевозможных операций с IP: легкой монетизации, купли-продажи. Пример такого сервиса — платформа IPEX, разработанная при участии игроков рынка с учетом их пожеланий и запросов. С ее помощью создатели, владельцы и пользователи интеллектуальных прав могут совершать сделки с интеллектуальными правами, взаимодействуя без посредников».

Эксперт напомнил, что в прошлом году был принят закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Центробанк официально признал такую модель финансирования, хотя и с определенными ограничениями. Следующий этап регуляторной деятельности в этом направлении — формирование правоприменительной практики. По словам Александра Сухотина, Ассоциация операторов инвестиционных платформ находится в постоянном диалоге с регуляторами и вносит предложения по изменению этого закона.

Рынок интеллектуальной собственности как таковой недостаточно развит. Это мешает развитию кредитования под залог объектов интеллектуальной собственности. Например, есть множество мер поддержки стартапов, но нет инструментов или компаний, которые при закрытии стартапа скупали бы остатки его интеллектуальной собственности и уже их в дальнейшем реализовывали. «Таким образом, инвестор понимает, что есть еще какая-то остаточная стоимость стартапа, которую можно в случае его неудачи реализовать и вернуть инвестицию. В этом случае наличие той или иной интеллектуальной собственности может усиливать инвестиционную привлекательность проекта», — отметил венчурный инвестор, президент Международной организации инвесторов INVESTORO Виталий Полехин.

Незащищенность контента и пиратство — еще одна проблема, которая негативно отражается на интересе банков и инвесторов к ИС. По мнению генерального директора и партнера Global Venture Alliance Замира Шухова, в России еще не сформирована культура потребления легального контента. Если общество начнет уважительно относится к результатам интеллектуальной деятельности, это даст определенную гарантию, что контентом никто не будет распоряжаться нелегально и объект не потеряет в цене.

По словам эксперта, избежать пиратства поможет, прежде всего, активная защита интеллектуальных прав. На рынке стартапов этот вопрос особенно остро встает, когда успешные ИТ-предприниматели выходят на зарубежные рынки. Они сталкиваются с колоссальной разницей между нормами регистрации патентных прав, действующими в России, и практикой других стран. Попытки зарегистрировать права могут привести к утечке реализованных идей. Подобные прецеденты уже случались, заявил Замир Шухов.

Ответственность за защиту прав на технологический или творческий продукт целиком лежит на правообладателе, решившем отдать его под залог, полагает Сергей Матвеев: «Заемщик обязуется сохранить стоимость объекта. То есть не просто произвести технологический продукт, а продолжать вкладываться в улучшения его характеристик, исследования и разработки. Только в таком случае интеллектуальная собственность сохранит свою стоимость».

Снять основные барьеры для повышения инвестиционной привлекательности креативной продукции, плюс ко всему, мешает отсутствие четко сформулированных бизнес-планов со стороны предпринимателей. Заинтересовать инвестора может только качественно проработанный проект. Однако зачастую предложения не соответствуют требованиям. Оформить проект для презентации инвестору могут помочь специальные консультационные центры или образовательные программы для начинающих бизнесменов, пояснила основатель и управляющий партнер креативного агентства DPG Russia и кинопродакшна Peak Media Алена Кремер. Чтобы заинтересовать инвестора, команде проекта следует обладать целым комплексом современных компетенций - в том числе в сферах финансов и технологий. По ее мнению, одним из таких решений может стать создание аналога Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив - только с акцентом на потребности креативного бизнеса.

Организаторы форума IPQuorum 2021: Tech for Content — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступили Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума — холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия — Первое музыкальное.

Форум прошел при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры — ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры — Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» — главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт», «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году