Новости

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

В перспективе ближайших трех лет искусственный интеллект научиться генерить музыку, которая будет почти неотличима от того, что создают люди. Однако ИИ вряд ли сможет вытеснить композиторов и исполнителей: его продукт вторичен и не может дать слушателям те же эмоции, что вызывают настоящие хиты.

На сессии «Музыка без музыкантов» форума IPQuorum 2021: Tech for Content в Сколково обсудили будущее музыки в условиях наступления цифровых технологий. Модератор дискуссии, Управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина, привела успешные кейсы, которые уже потрясли мир. Например, у японской виртуальной певицы Мику Хацунэ (за ней стоит Crypton Future Media)  2,5 млн подписчиков в Facebook и свыше 1 млн в YouTube. Хацунэ с 2007 года не только выпускает диски, но и выступает с концертами. Голос синтезируют при помощи программы Vocaloid (Yamaha Corporation), видео проецируют на специальный экран. Из  более свежих примеров - в TikTok сейчас суперпопулярен виртуальный робот-рэпер FNMeka, у которого 9 млн подписчиков.

Есть наработки в этой сфере и у российских специалистов. Гибридом человека и машины стал проект Effective Records по оцифровке DJ Imanbek (артист в этом году получил Грэмми в номинация «Лучший ремикс»). «В условиях пандемии, когда  концертная деятельность свернулась, к нам поступили запросы на участие DJ Imanbek в виртуальных фестивалях. Мы оцифровали костюмы и персонажа, теперь он есть в готовом виде, полноценный шоу-продукт, — рассказал генеральный директор Effective Records Кирилл Лупинос. — Живые интеграции конечно никуда не денутся, но сейчас  артисты должны иметь цифровую альтер эго».

Чтобы понять, есть ли будущее у музыки нейросетей, нужно ответить на вопрос, что такое творческий процесс. “Если это компиляция, то у искусственного интеллекта в среднесрочной перспективе есть будущее. Тогда это только вопрос технологий и количества мощностей, задействованных в обработке информации, — поделился Генеральный директор Universal Music Russia Максим Власов. Если творческий процесс — это что-то большее, что-то интимное, то в ближайшее время прорыва не будет”.

Не так категоричен  основатель и руководитель онлайн-платформы TopHit Игорь Краев, победит маркетинг. “Неважно, кем сгенерирован контент, важно — сколько денег вложено в его продвижение, — уверен эксперт. —Каждый месяц на площадки загружается больше миллиона фонограмм, созданных людьми. Акцент надо ставить на то, кто и каким образом продвигает контент.”.

Отдельная тема — регулирование авторского права на произведения, созданные нейросетями. И здесь Россия не исключение: то, что создаётся искусственным интеллектом, законодательно не отрегулировано во всём мире. “Нейросеть не способна на интеллектуальную деятельность. Не может создавать объекты авторского права. Творцом может быть только физическое лицо, только человек”, — поделилась своим мнением генеральный директор IP Codex Наталья Полианчик.

Вместе с тем, искусственный интеллект уже способен оценить эмоции, которые музыка вызывает у слушателей, и объяснить, почему так происходит. Для этого разработан алгоритм Emuse от IPChain Lab. По словам  руководителя проекта Emuse IPChain Lab Александра Кузяева, разработчики готовы пойти дальше —  синтезировать продукт, который будет невозможно отличить от созданного человеком. А в Fonmix делают ставку на рекомендательные сервисы на основе исследования эмоций при помощи нейроинтерфейсов — приборов, которые могут даже в домашних условиях позволить снять электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Стоимость подобных девайсов сейчас $100-200. “Искусственный интеллект способен найти те закономерности, на которые человек не обратил бы внимания”, —  подчеркнул технический директор Fonmix Олег Пролубщиков.

“При всем том, машина не может создать эмоцию, а это — основное в творчестве, завершил дискуссию Кирилл Лупинос. — Люди отличны от компьютера тем, что у нас есть фантазия, есть уникальная эмоция, которую испытывает пианист, или композитор, когда создаёт произведение. Более того, ни одна нейросеть не способна к абстракции высокого уровна, эта функция доступна только челоческому мозги, здесь компьютер и технология вторичны. Более того, только человек может сформулировать символическое представление, репрезентацию, эксплицитную теорию мира и поделиться ей с окружающими”.

Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступают Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.

Мероприятие проходит при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году