News

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

В перспективе ближайших трех лет искусственный интеллект научится генерить музыку, которая будет почти неотличима от того, что создают люди. Однако ИИ вряд ли сможет вытеснить композиторов и исполнителей: его продукт вторичен и не может дать слушателям те же эмоции, что вызывают настоящие хиты.

На сессии «Музыка без музыкантов» форума IPQuorum 2021: Tech for Content в Сколково обсудили будущее музыки в условиях наступления цифровых технологий. Модератор дискуссии, управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина привела успешные кейсы, которые уже потрясли мир. Например, у японской виртуальной певицы Мику Хацунэ (за ней стоит Crypton Future Media) 2,5 млн подписчиков в Facebook и свыше 1 млн в YouTube. Хацунэ с 2007 года не только выпускает диски, но и выступает с концертами. Голос синтезируют при помощи программы Vocaloid (Yamaha Corporation), видео проецируют на специальный экран. Из более свежих примеров: в TikTok сейчас суперпопулярен виртуальный робот-рэпер FNMeka, у которого 9 млн подписчиков.

Есть наработки в этой сфере и у российских специалистов. Гибридом человека и машины стал проект Effective Records по оцифровке DJ Imanbek (артист в этом году получил «Грэмми» в номинация «Лучший ремикс»). «В условиях пандемии, когда концертная деятельность свернулась, к нам поступили запросы на участие DJ Imanbek в виртуальных фестивалях. Мы оцифровали костюмы и персонажа, теперь он есть в готовом виде, полноценный шоу-продукт, — рассказал генеральный директор Effective Records Кирилл Лупинос. — Живые интеграции, конечно, никуда не денутся, но сейчас артисты должны иметь цифровое альтер эго».

Чтобы понять, есть ли будущее у музыки нейросетей, нужно ответить на вопрос, что такое творческий процесс. «Если это компиляция, то у искусственного интеллекта в среднесрочной перспективе есть будущее. Тогда это только вопрос технологий и количества мощностей, задействованных в обработке информации, — поделился генеральный директор Universal Music Russia Максим Власов. Если творческий процесс — это что-то большее, что-то интимное, то в ближайшее время прорыва не будет».

Не так категоричен основатель и руководитель онлайн-платформы TopHit Игорь Краев, победит маркетинг. «Неважно, кем сгенерирован контент, важно — сколько денег вложено в его продвижение, — уверен эксперт. — Каждый месяц на площадки загружается больше миллиона фонограмм, созданных людьми. Акцент надо делать на то, кто и каким образом продвигает контент».

Отдельная тема — регулирование авторского права на произведения, созданные нейросетями. И здесь Россия не исключение: то, что создается искусственным интеллектом, законодательно не отрегулировано во всем мире. «Нейросеть не способна на интеллектуальную деятельность. Не может создавать объекты авторского права. Творцом может быть только физическое лицо, только человек», — поделилась своим мнением генеральный директор IP Codex Наталья Полианчик.

Вместе с тем искусственный интеллект уже способен оценить эмоции, которые музыка вызывает у слушателей, и объяснить, почему так происходит. Для этого разработан алгоритм Emuse от IPChain Lab. По словам руководителя проекта Emuse IPChain Lab Александра Кузяева, разработчики готовы пойти дальше — синтезировать продукт, который будет невозможно отличить от созданного человеком. А в FONMIX делают ставку на рекомендательные сервисы на основе исследования эмоций при помощи нейроинтерфейсов — приборов, которые могут даже в домашних условиях позволить снять электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Стоимость подобных девайсов сейчас — 100-200 долларов. «Искусственный интеллект способен найти те закономерности, на которые человек не обратил бы внимания», — подчеркнул технический директор FONMIX Олег Пролубщиков.

«При всем том машина не может создать эмоцию, а это — основное в творчестве, — завершил дискуссию Кирилл Лупинос. — Люди отличны от компьютера тем, что у нас есть фантазия, есть уникальная эмоция, которую испытывает пианист или композитор, когда создает произведение. Более того, ни одна нейросеть не способна к абстракции высокого уровня, эта функция доступна только человеческому мозгу, здесь компьютер и технология вторичны. Более того, только человек может сформулировать символическое представление, репрезентацию, эксплицитную теорию мира и поделиться ей с окружающими».

Организаторы Форума — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступают Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума — холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия —– Первое музыкальное.

Мероприятие проходит при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино  телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content — ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры — Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» — главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020