Новости

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов — о том, можно ли запустить в России креативную экономику

Что такое Федерация креативных индустрий и как она возникла?

Федерация это союз союзов. Ее появление является естественным результатом активностей рынка в 2020 году. Федерацию учредили организации, которые представляют интересы разных направлений креативных индустрий. Но мы не занимаемся локальными проблемами отдельных направлений: архитектуры, театра или моды. Нас интересуют кросс-индустриальные задачи, связанные с развитием инфраструктуры рынка, корректировкой законодательства, разработкой сервисов и продуктов, которые будут одинаково полезны всему сектору. Пример такого проекта «Тревожная кнопка» для креативных индустрий. В основе своей это консультационный центр, которым сможет воспользоваться любой креативный предприниматель, столкнувшийся с проблемами защиты интеллектуальной собственности. Этот проект разрабатывается сейчас Комитетом по GR и праву. Всего у нас семь направлений работы, каждое из которых представлено отдельным комитетом в структуре Федерации, и курирует его один из членов Правления. Задача этого года запустить по одному значимому проекту в рамках каждого комитета.

Какие другие важные проекты и инициативы сейчас разрабатывает Федерация? Вы упомянули «Тревожную кнопку»…

Продолжается проект 100 Most Creative Russians (100MCR.com) топ-100 креативных лидеров России. Очень важный для нас проект для консолидации и популяризации сектора. В этом году мы пошли в регионы. Первый регион, который мы исследовали, Республика Татарстан. Результаты будут на сайте проекта, можно подписаться на рассылку Tatarstan.100mcr.com. Идут переговоры с партнерами в Сибири, на Урале, в Якутии, на Дальнем Востоке и Кавказе.

Федерация как крупное отраслевое объединение занимает сильную переговорную позицию в диалоге с государством. Мы участвуем в правительственных и экспертных дискуссиях, прямо сейчас вносим предложения в планы реализации стратегических документов, добиваемся корректировки законодательной базы.

Вместе с экономическим факультетом МГУ и Роскультцентром готовим несколько комплексных исследований российского рынка креативных индустрий, а также общие критерии оценки эффективности сектора.

Ведутся активно переговоры по формированию первого банковского продукта для предпринимателей креативных индустрий.

Как бы Вы определили креативные индустрии и их место в российской и мировой экономике?

Есть разные взгляды на значение термина. Мы остановились на следующей формулировке: креативные индустрии сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане в процессе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, культурной активности за счет капитализации, коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят продукты, товары и услуги, обладающие экономической ценностью.

Теме интеллектуальной собственности в Федерации мы уделяем особое значение. И это серьезно отличает нас от других отраслевых объединений. Экспертизу по теме мы получаем от представителей Ассоциации IPChain, Федерации интеллектуальной собственности и УПРАВИС, которые также в составе учредителей.

Относительно места креативных индустрий в мировой экономике. 2021 год назван ООН Годом креативной экономики, и Россия официально активно участвует в этой повестке. Так что смело можно говорить о том, что значение развития человеческого капитала велико, как никогда, и вопрос только в создании институциональной среды. Как говорит председатель правления ФКИ Александр Аузан: «Сфера креативных индустрий может стать предметом национальной гордости». Конечно, речь идет о влиянии, которое она может оказать на перезапуск национальной экономики.

Как Вы видите важнейшие задачи Федерации?

Сейчас мы работаем в рамках комитетов, активно слушаем рынок, формулируем подходы, выстраиваем план действий. В течение года каждый комитет представит результаты своей работы.

Широкий фронт работ для нас взаимодействие с существующими событиями и партнерами. На IPQuorum 2021: Tech for Content у Федерации будет отдельный тематический блок, я сам как спикер приму участие в сессии «Время творить. Как стимулировать рынки креативных индустрий». С ПМЭФ работаем прямо сейчас, обязательно будем участвовать в Российской креативной неделе. На EXPO 2020 в Дубае лейтмотив российского павильона креативные индустрии, и мы помогаем Минпромторгу в формировании деловой программы.

Тема креативных индустрий бурлит в нашей стране, очень много входящих запросов и предложений. Этот год креативной экономики в самом разгаре, и мы, с одной стороны, стремимся зафиксировать ключевые направления для себя и заниматься ими, но, с другой стороны, 30% времени я закладываю на непредсказуемые предложения и запросы. Целый рынок сейчас как один большой стартап. Нужно оставаться гибким и внимательным.

Что представляет собой Конвенция развития креативного сектора в России, которая упоминалась на недавнем заседании правления? Можно ли говорить о стоящей перед экономической наукой проблемой измерения «креативности» и создаваемых креативными индустриями «стоимостей»?

То, что мы хотим сделать в масштабах страны, требует объединения разных сил. Эти силы это в основном ведомства, которые держатся за экономические инструменты и управляют существующими секторами. Все креативные индустрии разбросаны по разным ведомствам. Минпромторг занимается промышленным дизайном, Минкультуры кино и анимацией, Минстрой архитектурой и т.д.

Нужна стратегическая выкладка, которая позволит участникам процесса объединиться вокруг общей цели. Конечно, новое министерство создавать никто не планирует, оно не нужно. Министерства креативных индустрий нет ни в одной стране мира. Но нужен оператор, который мог бы в нужный момент скоординировать усилия разных игроков. В Конвенции все эти взаимодействия должны быть урегулированы в масштабах страны. Такая корректировка станет возможна в том числе за счет единой методологии оценки и прогнозирования эффективности креативных индустрий. Это должен быть лаконичный документ, который позволит всем прийти к единому пониманию, что именно можно сделать вместе и какую это принесет пользу, какой вклад это внесет в ВВП и развитие человеческого капитала.

Не стоит ли перестать оценивать креативные индустрии по их вкладу в ВВП?

Доля рынка в ВВП стандартный показатель. Другое дело, как считать этот процент. Из-за разных подходов и часто недостаточности достоверных данных сегодня возникают разногласия. Одни дают 2%, другие 4, третьи 6. Но вы правы в том, что считать нужно не только вклад креативных индустрий в ВВП. Нужны другие неочевидные показатели эффективности сектора. Над этим мы сейчас активно работаем тоже.

Что надо исправить в российской экономической политике для поддержки креативных индустрий?

На сегодняшний день ясно, что связующее звено между творчеством и экономикой это интеллектуальная собственность. Именно из этого необходимо исходить, адаптируя российскую экономическую политику к реалиям постиндустриального общества. Например, наша система налогообложения ориентирована на материальное производство, где множество работников выполняют стандартные операции, производя унифицированный продукт. В такой модели все легко калькулируется, выражается в конкретных цифрах. Однако, когда мы применяем такой подход к творческому, интеллектуальному производству, условно говоря, взимаем с лицензионных договоров такой же налог на добавленную стоимость, как с договоров на поставку сигарет, мы скорее демотивируем авторов, убиваем инициативу.

Нужно предоставить креативным предпринимателям и всем тем, кто создает нематериальные активы, своего рода налоговые каникулы. Государству стоит дать креативным индустриям возможность пожить какое-то время в чуть более легких регуляторных условиях. За это время обязательно сложится инфраструктура, выйдут на арену новые игроки, сформируется спрос. Последнее особенно важно. Рассуждая о поддержке творцов, мы часто забываем о второй стороне потребителе креативной продукции. Его тоже нужно поддержать, дать ему возможность сделать выбор в пользу российского дизайна, российской моды, российской архитектуры. У нас сейчас огромная доля импорта, что ставит отечественный бизнес в сложные условия. Зачастую российским креативным предпринимателям сейчас выгоднее сразу выходить на зарубежные рынки. Многие технологические решения сразу «затачиваются» под Китай, Америку или Ближний Восток.

Рост уровня жизни и повышение покупательской способности населения необходимо увязывать с популяризацией российской креативной продукции в сегменте масс-маркета. Помните, в 90-е была кампания «Покупай российское»? После СССР люди настолько не верили в отечественное, настолько увлеклись лейблами «Made in USA», что им приходилось специально напоминать: в нашей стране тоже производится много замечательного. Сегодня о продукции тех же российских дизайнеров знает ничтожно малая доля населения, среди них, в первую очередь, завсегдатаи креативных пространств. Эту ситуацию нужно менять, и это комплексная задача. Важны не только те, кто придумывает и производит, но и те, кто все это будет покупать.

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году